Анекдот

Анекдот

АНЕКДО́Т (от греч. ανεκδοτοσ — неопубликованный, неизданный) — короткая комич. история, вымышл. или реальная. Со временем А. стали называть и "публикуемые" истории. Так, "анекдотами" именовались "тайная история" Прокопия Кесарийского — скандальная хроника визант. двора. 1.) В рус. словоупотреблении 18 в. А. — история, обычно достоверная, связ., как правило, с ист. персонажем, затем просто комич. история. А. занимал значит. место в прозе 18 в.: многочисл. сб-ки А. как переводных (Про Луи Лоран "Дух Генриха IV, или Собрание весьма любопытных А., изящных поступков, остроумных ответов и неск. писем сего государя", 1789), так и оригинальных ("Подлинные анекдоты Петра Великого, слышанные из уст знатных особ в Москве и СПб., изд. в свет Якобом фон Штелиным", 1787; "Анекдоты, касавшиеся сего Великого Государя: Дополнения к Деяниям Петра Великого" И. И. Голикова, 1796, и др.). Отделы А. нередко имеют место в журналах. В эпоху сентиментализма распространяются А., рассказывающие о благородном поведении простых людей ("Российские анекдоты" в ж. "Санкт-Петербург. Меркурий", 1793, "Чувствит. анекдоты, посв. душам благородномыслящим", 1798, и др.), с ними связано развитие сентиментальной пов. ("Фрол Силин" (1791, Н. М. Карамзина). В нач. 19 в. А. (преим. ист.) по-прежнему широко распространен, к нему обращаются, в частности, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин и др. в поисках выразит. деталей, характеризующих прошедшую рус. жизнь. Впоследствии А. оттесняется на периферию лит. процесса или же приобретает иные структурные параметры. В 20 в. образцы пародийного переосмысления ист. А. дал Д. Хармс ("Анекдоты из жизни Пушкина"), Л. Я. Гинзбург ("Записи 1920—80 годов"); 2) В фольклористике А. — подвид новеллистич. или бытовой сказки. Неоднократно высказывались сомнения в подобном определении А., отчасти вызванные терминологич. путаницей (а именно отождествлением А. в фольклористич. смысле с совр. "городским" анекдотом), трудностью проведения границ между сказкой и А.: (новеллистич. сказки в большинстве своем имеют комич. установку, выделение же А. как "короткого" текста — не очень строгий критерий). Однако в том или ином смысле, прежде всего как генетич. прототип совр. А. (а также ряда лит. жанров, напр. ср.-век. фаблио, шванков, фацеций), фольклорный А., безусловно, существует. Немало А., бытующих в совр. гор. фольклоре, можно найти в сб. фаблио или в указателях сказочных сюжетов. Он традиционно возводится к мифам о трикстерах, в частности, к их вариантам или трансформациям в "животном эпосе" (см.: Сказки о животных); важная особенность соотношения А. с др. некомич. фольклорными жанрами — то, что значит. часть А. (особенно А. о лжецах — вид сказок, к-рые фольклористы б. или менее единодушно причисляют к А.) содержат те же мотивы, что и "серьезные" фолькл. жанры, но в них эти мотивы (особенно чудесные) играют не ту подчиненную, функциональную, как в волшебной сказке, а самодовлеющую роль, к-рая сразу "остранняет" невероятность вещей или событий, в волшебной сказке вполне уместных.

Фольклорный А. может строиться на словесном комизме и на комизме ситуации. Совр. "городской" А. (термин условен, т. к. А. совр. типа бытует и в деревне) обязательно имеет "пуант" (букв. "острие"), т. е. неожиданную концовку, к-рая производит комич. эффект (т. е. специфич. его подвид — эффект остроумия). Эту функцию может выполнять и каламбур, и остроумный ответ (фолькл. А. также знают целый класс сюжетов, построенных на таких ответах), причем остроумие может сводиться просто к рифме или удачно введенному слову, иногда нецензурному (существует мнение, что в своем примитивном виде такое слово "заменяет" пуант, выступая как знак того, "что пора смеяться"). А. не чужд и комизм ситуации, к-рый непременно должен вскрываться внезапно. Отсюда — возможность "испортить" А., т. е. рассказать его так, что слушатель заранее угадывает, то, что от него должно быть скрыто до пуанта, разрушая тем самым искомый комич. эффект.

А. — гл. жанр совр. фольклора, бытующий во всех слоях об-ва и, в отличие от мн. традиц. жанров, не обнаруживающий признаков угасания. Из близких к нему повествоват. жанров сохраняются только сплетни, слухи, детские "страшилки" (гор. вариант быличек). Как и нек-рые др. новые (т. е. нетрадиц., неархаич.) жанры фольклора, А. стремится охватить собой все смысловое пространство, в традиции разделенное между разл. жанрами, т. е. стать единств. видом фольклора в современности. Сов. быт 20—70-х гг. активизировал еще один родственный А. фольклоризированный жанр: анонимные устно бытующие эпиграммы (также характеризующиеся наличием пуанта). Осн. тематич. подвиды совр. А.: политические, т. н. "неприличные" и "национальные". Независимо от этого деления А. склонны к циклизации (традиционно фольклорная черта) иногда на структурной основе (вопросно-ответные А., первоначально объединявшиеся в цикл "армянское радио", а затем избавившиеся от этой мотивировки, "абстрактные" А. в начале 60-х гг., основанные на чистом абсурде), иногда на основе персонажа, причем одни и те же сюжеты могут прикрепляться к разным персонажам (так же как это происходит в предании, эпосе и т. п.): таковы А. о Ленине, бытовавшие в 1-й пол. 60-х гг. (в них обязательно нужно было передавать картавость гл. персонажа), А. о Чапаеве, о Штирлице: ср. со вполне фолькл. персонажами, типа пошехонцев из подлинных фолькл. сюжетов — Вантей и Мантей (диалектное произношение имен Ванька и Манька). Пошехонский цикл можно считать своеобр. прототипом нац. А., к-рые, как это свойственно мн. жанрам фольклора, так или иначе оценивают "чужих", будь то иной этнос или жители соседнего села (прозвища, дразнилки и т. п.). Часто А. приписывают чужому этносу те или иные дурные качества, напр., фантастич. глупость (серия А. "о чукчах" 80—90-х гг., или похотливость, или хитрость. Особый пласт составляют т. е. евр. А., к к-рым относятся как А. о евреях с т. зр. др. народов, так и А., исходящие из евр. среды и, как правило, столь же насмешливо обыгрывающиеь определ. черты "клишированного" нац. характера.

Совр. А. б. ч. бытует в устной традиции: ему очень свойственны невербальные, паралингвистич. средства (жесты, а также интонация, игра на акценте и проч.); с др. стороны — краткость анекдота порождает особый устный синтаксис, плохо воспринимаемый при чтении. Как и нек-рые другие жанры, А. способен к "самоописанию" ("метаанекдоты"), характеризующие свойства жанра и его функции, напр.: разговор Сталина и Радека (к-рому в 20—30-е гг. приписывалось большинство политич. А. — еще один вид циклизации, общий с жанром эпиграммы): "Ты про меня все время рассказываешь анекдоты, а я — гений всех времен и народов". — "Этого анекдота я про вас не рассказывал".

Лит.: Учебный материал по теории лит-ры: Жанры словесного текста. Анекдот / Сост. А. Ф. Белоусов. Таллинн, 1989.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Анекдот" в других словарях:

  • анекдот — а м. anecdote f. 1. Рассказ, история (первоначально о событиях тайных, затем о любопытных, достопамятных). Сл. 18. Слово сие само по себе значит дела, которые не были еще обнародованы и при произведении которых действующие желали тайности. Ян.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АНЕКДОТ — (греч. anekdot, от a отриц. част., n плавная буква, и ekdoton изданный). 1) небольшой, остроумный рассказ о каком нибудь замечательном, любопытном случае, хотя бы даже невероятном. 2) любопытная черта из жизни или характера известного лица.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • анекдот — Рассказ, басня, миф, вымысел. Рассказывать анекдоты. . .. Ср. выдумка …   Словарь синонимов

  • Анекдот — АНЕКДОТ. В переводе с греческого слово «А.» обозначает «неизданное» и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее (как напр. у византийского историка VI в. Прокопия в его «Тайной истории») под А. стали понимать… …   Литературная энциклопедия

  • АНЕКДОТ — АНЕКДОТ, анекдота, муж. (от греч. anekdotos неизданный). Вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Рассказывать анекдот. «Дней минувших анекдоты.» Пушкин. || Самое такое происшествие. Вот какой случился анекдот. || Выдумка,… …   Толковый словарь Ушакова

  • Анекдот —     АНЕКДОТ по точному смыслу слова значит «неизданное» (греч. Ανεκδοτον). Первые следы употребления этого слова, как термина, мы находим в Византии. «Тайная История» византийского историка 6 го века Прокопия, содержащая ряд интимных рассказов о… …   Словарь литературных терминов

  • АНЕКДОТ — единственный в ХХ в. продуктивный жанр городского фольклора. Сердцевина А., его пуант (неожиданная развязка) осуществляет разрядку напряженности, возникшую в разговоре, и тем самым посредническую (медиативную) функцию, выводящую говорящих из… …   Энциклопедия культурологии

  • АНЕКДОТ — на четырёх колёсах. Жарг. авто. Шутл. ирон. Автомашина в аварийном состоянии. Максимов, 14. Рассказывать анекдот. Жарг. мол. Шутл. ирон. Извергать рвоту. Максимов, 14 …   Большой словарь русских поговорок

  • анекдот — ароматный (Светлов); веселый (Зарин); забавный (Григорович); скабрезный (Маркевич, Тихонов, гр.Л.Толстой); скоромный (Григорович); смешливый (Боборыкин); тонкий (Светлов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… …   Словарь эпитетов

  • АНЕКДОТ — (от греческого anekdotos неизданный), 1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии. 2) Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая, часто фривольная притча …   Современная энциклопедия

  • АНЕКДОТ — (от греч. anekdotos неизданный) ..1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии2)] Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»